Пятница, 19.04.2024, 20:23
Приветствую Вас Гость

О художнике и сайте



  
Сайт посвящён одному из основоположников белорусского плаката
известному белорусскому художнику
Замаху Леониду Петровичу,
которому в июле 2011 года исполнилось бы 100 лет.

  Творческий багаж художника складывался десятилетиями. Всегда с неизменным успехом он выступал не только в качестве плакатиста, но и иллюстратора книг. Неоднократно награждался дипломами за участие в республиканских и всесоюзных конкурсах плаката.
  Расцвет его творчества, как и белорусского плаката, пришёлся на послевоенные годы. Вот что об этом говорит Дмитрий Сурский, председатель Союза белорусских дизайнеров:
  "Что касается белорусского плаката, то как явление он проявился в послевоенное время. Имена первых плакатистов - это имена известных художников: Н.Гутиев, Е.Тарас, Л.Замах, В.Жук, Я.Хайрулин, В.Круковский. А вот вырваться белорусским мастерам на международную орбиту никак не удавалось. И не потому, что не хватало таланта. Чтобы прорваться, скажем, на бьеннале в Варшаву, шли бесконечные согласования в чиновничьих коридорах, потом устраивали отбор работ в Союзе художников в Минске, потом работы везли на согласование в Москву... Нам, их ученикам, повезло больше". [1]
  Темы произведений художника были посвящены событиям в жизни советского общества: годовщинам Октябрьской революции и съездам КПСС (в которой, кстати, он никогда не состоял), первомайским праздникам, достижениям СССР в космосе и др. Содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы и т.д. Его плакаты являются не только оригинальными художественными произведениями графического искусства, предметами старины и антикварной графики, но и подлинно историческими документами. Культурное наследие художника не потеряло своей ценности и теперь, оставшись достоянием истории и напоминанием об этой истории, к повторению которой уже не вернуться.
  Оригиналы плакатов художника находятся в Национальном художественном музее. На сайте представлены фотокопии 57 плакатов с портала "Белорусский плакат" [2]

  Вехой творческого наследия художника стало оформление и иллюстрирование многочисленных книг, в которых он виртуозно исполнил рисунки акварелью, тушью и карандашом. Работая по договорам, как с книжными издательствами, так и с редакциями журналов, за свою жизнь он создал огромное количество ярких и запоминающихся иллюстраций ко многим литературным произведениям, в том числе таким, как "Третье поколение" К.Черного(1939), "В Маскву" И.Шемякина(1948), "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу (1953),"Соловей" З.Бядули(1955), "Пармская обитель" Анри Стендаля (1956), "Капитан Сорви-голова" Луи Буссенара (1957), "Андрюша идёт в школу" Н. Никитич (1957), "Человек-амфибия", "Звезда КЭЦ" А.Беляева(1959), "Обутая ёлочка" Е.Лось(1961), "Дым над лесам" Алеся Пальчэўскі (1964), "Зеленое царство" Г.Шакулова и др., которые являются одной из вершин его творчества.
  На сайте представлено 40 фото подлинников иллюстраций и эскизов, хранящихся в одном из частных собраний.

  Л.П. Замах был человеком многогранной одаренности. Творческий диапазон художника весьма широк: кроме плакатов и иллюстраций литературных произведений, он также занимался живописью и графикой. Однако эти жанры творчества художника абсолютно неизвестны ни специалистам, ни, тем более, широкому кругу белорусских ценителей искусства, поскольку никогда публично не экспонировались и были доступны для обозрения только близким почитателям его таланта. На сайте впервые представлены фото подлинников картин, натюрмортов и этюдов художника, выполненных маслом, акварелью, гуашью, тушью, пастелью и карандашом. Впервые на сайте представлена серия виртуозно написанных лирических живописных пейзажей, запечатлевших заповедные уголки литовских Клайпеды и Паланги (в "Доме творчества" которой художник часто отдыхал и работал), а так же пейзажей белорусских Несвижа, Ракова, Нарочи и, конечно же, Минска.

  Являясь мастером широкого творческого диапазона, Л.П. Замах создал несколько графических серий, посвящённых Волгограду, Паланге, Клайпеде, Ферапонтово под Вологдой и родному Минску. Экспозиция на сайте представляет техническую и жанровую многообразность графики мастера: акварель,гуашь, тушь и карандаш с одной стороны, пейзаж, портрет и ню - с другой.

  Необходимо отметить, что художник был целеустремленным в творчестве, весьма образованным, оригинально мыслящим, умел проникать в самую суть вещей и явлений. Он обладал высокой культурой и большой эрудицией не только в вопросах изобразительного искусства, но и в других областях знания. Его внимание привлекали проблемы философии, истории, естествознания и литературы. Достигнув высот в профессиональной деятельности, художник всегда интересовался новыми веяниями в изобразительном исусстве планеты, выписывая и читая в оригинале немецкие и польские источники новостей по тематике.
  Художник был глубоко порядочным, искренним и коммуникабельным человеком, хотя из настоящих его друзей запомнился только его коллега по цеху художник-плакатист Т.Д. Игнатенко. Будучи публичным и широко известным, художник был непритязателен в быту и очень скромным человеком. Он, например, наотрез отказался от проведения своей персональной выставки и торжеств по случаю 70-летнего юбилея. И вряд ли он одобрил бы идею создания этого сайта к его 100-летию. Но, тем не менее, хоть таким образом мы просто обязаны отдать дань памяти Художнику и его неувядаемому творчеству.

  В заключение отметим, что многие работы художника разошлись по частным собраниям Минска, Москвы, близкого и дальнего зарубежья, ибо ими художник щедро одаривал своих друзей и близких знакомых. Поэтому на сайте представлена лишь малая толика работ художника из одного частного собрания. Не судите нас строго за качество фотокопий работ, представленных на сайте, и просим, по возможности, поделиться имеющимися материалами и воспоминаниями о художнике, за что мы будем вам искренне благодарны.

  11.10.2010  artixgraf

Художник покоится на Чижовском кладбище Минска
участок 11/1, ряд 2, захоронение 62